Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 28 августа 2016 г.

Анализ судебной практики показывает, что имеющие место споры связаны с:
— отсутствием или неправильным оформлением документации по договорам перевозки;
— применением исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки;
— толкованием и применением Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее — КДПГ);
— взысканием основного долга и штрафных санкций за оказанные транспортные услуги;
— ответственностью за несохранную перевозку.
Что следует знать субъектам хозяйствования — потенциальным сторонам судебного процесса о международной автомобильной перевозке грузов? Остановимся подробнее на самых важных аспектах.

1. Понятие и правовое регулирование.
Международная автомобильная перевозка грузов — это перевозка грузов автотранспортным средством на основе договора, при которой пункт отправления находится на территории одного государства, пункт назначения — на территории другого, а также перевозка транзитом.
Из смысла ст. 1 КДПГ договор дорожной перевозки грузов — это договор, при котором перевозка осуществляется за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участвующей в КДПГ.
Договор перевозки следует отграничивать от договора организации перевозок. КДПГ непосредственно к последнему не применяется, но в договоре может быть указано на применение КДПГ (договорное применение КДПГ).
Основными нормативными актами, регулирующими перевозку грузов, являются:
— КДПГ (дата вступления в силу для Республики Беларусь — 04.07.1993).
Исходя из положений ст. 41 КДПГ ее нормы носят императивный характер. Они не могут изменяться договором перевозки, за исключением некоторых особенностей.
Страны-участницы: Республика Беларусь, Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Иордания, Иран (Исламская Республика), Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Литва, Люксембург, Мальта, Марокко, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Сирийская Арабская Республика, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Таджикистан, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония;
— Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК). Согласно п. 2 ст. 738 ГК условия перевозки определяются ГК, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства, а также соглашением сторон. Причем согласно ч. 2 п. 2 ст. 738 ГК правила гл. 40 ГК применяются к перевозкам постольку, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами;
— Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»;
— постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов»;
— Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной „CMR“ и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее — Инструкция N 11).
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь № 9 от 24.10.2012 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции».

2. Подсудность споров.
Согласно ст. 31 КДПГ по всем спорам, возникающим по поводу перевозок, производимых с применением КДПГ, истец может обратиться, помимо компетентных судов участвующих в КДПГ стран, совместно указанных сторонами, к суду страны, на территории которой находятся:
a) обычное местожительство ответчика, его главная контора или отделение или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки, или
b) место принятия груза к перевозке или указанное для сдачи его, и может обратиться лишь к этому суду.

3. Применимое право.
КДПГ применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участвующей в КДПГ. Применение КДПГ не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон (ст. 1 КДПГ).
Из смысла п. 1 ст. 1125 ГК следует, что при отсутствии соглашения сторон договора о подлежащем применению праве к этому договору применяется право страны, где имеет основное место деятельности сторона, являющаяся перевозчиком в договоре перевозки.

4. Соединение требований.
Требования о возмещении ущерба и возврате провозной платы могут быть соединены в одном исковом заявлении по правилам части первой статьи 165 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) или заявлены отдельно.
Для возмещения ущерба, причиненного при автомобильной перевозке груза, заказчик вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора перевозки, либо при наличии договора страхования ответственности по договору и (или) договора страхования имущества предъявить страховщику требование о страховой выплате. Обязанности перевозчика по возмещению убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора перевозки, и страховщика по выплате страхового возмещения возникают из различных обязательств. Поэтому предъявление в одном иске требований одновременно к перевозчику и страховщику осуществляется по правилам соединения нескольких исковых требований, предусмотренным ст. 165 ХПК.

5. Претензионный порядок.
КДПГ не предусмотрен обязательный порядок предъявления претензий автомобильному перевозчику и отправителю.

6. Валюта платежа.
Валютой платежа может быть иностранная валюта, в том числе при уплате неустойки либо возмещении убытков, если это предусмотрено документами, являющимися основанием для проведения расчетов (подп. 25.1 п. 25, п. 26 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72).

7. Исковая давность.
Общий срок — 1 год, при злоумышленном поступке — 3 года.
Так, согласно ст. 32 КДПГ право вчинения иска, могущего быть предъявленным относительно перевозки, выполняемой с применением КДПГ, погашается давностью в один год. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, предельный срок давности устанавливается в три года. Давность начинает течь:
a) в случае частичной потери груза, повреждения его или просрочки в доставке — со дня сдачи груза;
b) в случае потери всего груза — с тридцатого дня по истечении установленного для перевозки срока; или, если таковой не был установлен, с шестидесятого дня по принятии груза транспортером к перевозке;
c) во всех прочих случаях — по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.
День, указанный выше в качестве начального дня течения давности, не принимается в расчет при установлении ее срока.

8. Подтверждение факта заключения договора.
Документами, подтверждающими факт заключения договора, являются договор перевозки, договор об организации перевозок, СMR или иной транспортный документ. Договор об организации перевозки не исключает необходимости заключения договора перевозки.

9. Взыскание оплаты за оказанную транспортную услугу.
Часто в транспортном заказе содержится обязанность представлять определенный набор документов в подтверждение факта оказанной услуги (например, оригинал CMR, транспортные протоколы). Современная судебная практика такова: отсутствие оригиналов таких документов при наличии самого факта оказания услуг не является правомерным основанием для отказа в оплате оказанных услуг.

10. Взыскание неустойки за неисполнение денежного обязательства (расчет за услугу).
КДПГ правил о неустойке не содержит, в случае взыскания неустойки следует руководствоваться договором.

11. Ответственность за простой.
Договор и транспортные заказы требуют составления транспортного протокола.
Современная судебная практика идет по пути принятия любых письменных доказательств в соответствии с ХПК, позволяющих установить время простоя (время прибытия и отправления).

Взыскиваем задолженность:http://anadvocat.by/bez-rubriki/vzyskivaem-zadolzhennost-iz-dogovora-mezhdunarodnoj-avtomobilnoj-perevozki.html